top of page

Мой комментарий для агентства riamo.ru о новых запросах в связи с кризисом


Сложная экономическая ситуация обострила психологические проблемы и стрессы, с которыми сталкиваются жители московского региона. Эксперты рассказали РИАМО о нарастании общего тревожного фона и «финансовых фобиях», провели аналогии с Диким Западом и посоветовали, где искать поддержку.

Скрытые страхи

Кризис — это такое время, когда человек теряет ориентиры в жизни, когда непонятно, где искать поддержку, а то, что казалось незыблемой опорой и «твердой землей под ногами», оказывается чем-то зыбким и ненадежным.

Экономический кризис вполне может перерасти в психологический — вопрос в том, адекватно ли оценивает ситуацию сам человек, как он справляется с натиском внешних факторов и с внутренней «потерянностью», да и осознает ли ее вообще.

«Мой опыт и опыт моих коллег показывает: пока что нет пациентов, которые приходят с запросами, связанными непосредственно с кризисом. Есть ли у людей опасения из-за нынешней экономической обстановки? Конечно, да, как и переживания, связанные с любыми другими внешними инфоповодами», — рассказывает психолог Клинического госпиталя на Яузе Ольга Кузнецова.

Подобные факторы, по ее мнению, несомненно повышают общую тревожность общества. Специалист считает, что люди пока что находятся в состоянии отрицания происходящего и до конца не осознают ситуацию.

Начальник отдела психологической помощи ГБУ «Московская служба психологической помощи населению» Галина Леонтьева отмечает, что независимо от ситуации в стране на первом месте остаются семейные проблемы и отношения с детьми. Всего в учреждение в 2014 году поступило 140 тысяч обращений, в 2015 году — около 200 тысяч. Согласно прогнозам, в 2016 году ожидается порядка 240 тысяч обращений.

«Как и 10 лет назад, к нам обращаются, прежде всего, люди с семейными проблемами. Семья остается для человека самой главной „болью“, если с ней что-то происходит. А вот депрессии, страхи, фобии, стрессы — одним словом, проблемы психологического здоровья на третьем месте», — поясняет Леонтьева.

Здесь наметилась любопытная динамика: в 2015 году выросло число обращений по этим проблемам. Состояние обратившихся в Московскую службу психологической помощи более тяжелое, чем три года назад. По мнению эксперта, это последствия череды кризисов и глобальных стрессовых ситуаций.

«Около трети обращающихся за помощью — это люди в депрессивном и стрессовом состоянии, имеющие страхи и фобии. Тенденция роста таких обращений стала заметна в 2015 году: по сравнению с 2013 годом, их количество увеличилось в два раза. А число обращений именно из-за стресса за этот период выросло в четыре раза», — констатирует Леонтьева.

Психологическое состояние горожан постепенно ухудшается из-за непростой общей экономической ситуации, страха потерять работу и лишиться источника доходов. В ходе беседы с психологом вскрываются новые страхи: «как это повлияет на мою семью, как это коснется моих детей?» Леонтьева считает, что на этой почве усугубляются все проблемы, возникает общая тревожность, усиливается стрессовое состояние.

Осознание ситуации

Уже апреле-мае 2014 года, когда кризис еще не был заметен, результаты мониторинга социально-психологического состояния москвичей показали, что многие горожане морально готовы к снижению качества жизни, рассказывает старший научный сотрудник института социологии РАН Анна Мытиль.

«По сравнению с 2008 годом, в 2014 году оценка москвичами своего благополучия в целом увеличилась. Однако практически все ее составляющие за это время ухудшились: снизился уровень материальной обеспеченности (с 4 баллов по десятибалльной шкале до 3,9 балла), социальный статус (с 4,9 до 4,7 балла), уменьшилась возможность реализации жизненных планов (с 4,9 до 4,6 балла). За это время увеличился только один показатель: москвичи стали лучше понимать суть происходящих событий», — рассказывает эксперт.

Однако понимание ситуации, по ее мнению, тесно связано с нарастанием фобий и неприязнью в отношении психологической помощи. С конца 2008 года по начало 2014 года в три раза (с 24% до 71%) выросла доля москвичей, считающих, что в России обращаться к психологам не принято. В два раза (с 11% до 22%) увеличилось количество убежденных в том, что человек должен сам решать свои проблемы, а к психологам ходят только слабые и больные люди. Получается, что чем серьезнее социально-экономические проблемы, тем меньше шанс, что россияне станут обращаться за помощью.

«Чем неэффективнее работа государственных институтов, призванных решать проблемы валютных ипотечников и людей, потерявших бизнес, доход или квартиру, тем более желанными являются обращения граждан в психологические службы. Иначе возникают ассоциации даже не с годами Великой депрессии в США, а просто с Диким Западом», — отмечает Мытиль.

Как показывает статистика обращений в психологические службы и частные практики столицы, в 2015 году наметилась тенденция роста их числа. Ряд специалистов отмечает увеличение количества новых клиентов.

«За последние два месяца 2015 года и в 2016 году на 30-40% возросло число клиентов, которые пришли к психологу впервые. Самые частые запросы — это панические атаки, проблемы со сном и, как следствие, плохое самочувствие и тревожность. Люди жалуются: „не могу нормально работать; все бесит; не время менять работу, но здесь оставаться невозможно“ и так далее», — рассказывает психолог, гештальт-терапевт Эка Кадагидзе.

Чтобы справиться с ситуацией, важно признать, что она существует, уверена Леонтьева. По мнению специалиста, если вы испытываете стресс, но продолжаете делать вид, что все хорошо, то проблема не решается, а вы загоняете себя в еще больший тупик — уровень стресса растет, появляется чувство безвыходности, безнадежности.

«Как только вы признаете наличие проблемы, сразу появятся варианты ее решения», — считает психолог.

Психология помощи

Эксперты не спешат называть ситуацию критической. Конечно, из-за предрассудков людям бывает сложно «оправдать» траты на психолога, тем более, когда общая финансовая ситуация так нестабильна. Однако любой москвич и житель Московской области, работающий в столице, может обратиться в Московскую службу психологической помощи населению и получить услуги бесплатно.

«Я не хочу сказать, что сейчас все прекрасно. Времена непростые, но их нельзя сравнить с „лихими“ 90-ми. И страна, и социальные службы в более хорошем состоянии. Наша организация была создана „по итогам событий“, когда город понял, что нужна единая служба психологической помощи», — говорит Леонтьева.

Одной из превентивных мер по профилактике перерастания экономического кризиса в психологический является антикризисная программа Московской службы психологической помощи. Она была открыта 1 ноября 2014 года, когда экономическая ситуация начала заметно ухудшаться.

Как пояснила Леонтьева, программа включает в себя индивидуальные консультации психолога и тренинги с антикризисной тематикой. Внимание уделяется антистрессовой и релаксационной работе, реабилитационным мероприятиям, повышению профессиональной компетентности.

«Это наш ответ на актуальный запрос Москвы, на сложившуюся ситуацию. Мы предлагаем такую программу, чтобы люди не чувствовали себя одинокими, чтобы понимали, что они не оставлены один на один со своими проблемами», — заключила специалист.

Источник: riamo.ru


Избранное
Свежее
Архив
Поиск по тегам
Тегов пока нет.
Follow Us
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square
bottom of page